I Всероссийский съезд учителей физической культуры
Резолюция I всероссийского съезда учителей физической культуры 13-14 декабря 2017 года, г. Москва (с дополнениями и предложениями, поступившими от участников Съезда)
В I всероссийском съезде учителей физической культуры (далее – Съезд), состоявшемся в Министерстве образования и науки Российской Федерации и организованным ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», приняли участие: представители органов законодательной власти Российской Федерации, всероссийских федераций по видам спорта, олимпийские чемпионы, заслуженные работники в области физической культуры и спорта, представители физкультурно-спортивной общественности, учителя физической культуры общеобразовательных организаций, специалисты методических центров и объединений, представители региональных органов государственной власти в сфере образования, заинтересованных министерств и ведомств, ФГБУ "Российская академия образования", организаций высшего образования и профессионального образования в области физической культуры и спорта, региональных центров дополнительного образования детей, общественных и некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности (всего 253 специалиста в области физической культуры и спорта из 61 субъекта Российской Федерации). В ходе реализации программы Съезда обсуждались вопросы развития учебного предмета «Физическая культура» и его роли в воспитании гармоничной личности обучающегося, проект Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее - проект Концепции); рассмотрены варианты интеграции общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; акцентировано внимание на важных аспектах обеспечения безопасности при занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях, подготовки педагогических кадров физкультурно-спортивного профиля; выявлены проблемы инфраструктурного, материально-технического и медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательных организациях, психолого-педагогического сопровождения обучающихся при занятиях физической культурой и спортом, пр. В рамках работы тематических секций Съезда познакомились с региональным опытом организации работы школьных спортивных клубов, педагогическим мастерством учителей физической культуры, инновационными подходами к организации урока «Физическая культура» и внеурочной деятельности данного направления, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также приняли участие в мастер-классах под руководством специалистов из различных всероссийских спортивных федераций, разработавших примерные рабочие программы по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе соответствующих видов спорта. В рамках пленарного заседания Съезда, а также выступления коллег на тематических секциях, присутствующие отметили важность и своевременность организации работы по обновлению содержания, форм и технологий физкультурно- спортивного образования в Российской Федерации; необходимость совершенствования нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально- технического, кадрового и медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательных организаций страны, укрепления важнейшей составляющей урока «Физическая культура» – безопасности. Участники Съезда одобрили проект Концепции и выразили уверенность, что ее реализация будет способствовать решению первоочередных задач, стоящих перед педагогическим сообществом по воспитанию духовно - нравственного и культурного, физически подготовленного, здорового и высокообразованного подрастающего поколения страны. На Съезде также были заслушаны отчёты и доклады о деятельности общественных организаций различной юридической принадлежности, чья деятельность связана с развитием физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков, в том числе объединений профессионального сообщества учителей физической культуры федерального и регионального уровня. При этом была отмечена необходимость создания инициативной, работоспособной общественной структуры, которая должна стать координационным органом по оперативной трансляции в образовательное пространство общеобразовательных организаций России государственных стратегических указаний и распоряжений в части совершенствования физкультурно-спортивной работы с обучающимися, по решению важных и актуальных проблем развития урока «Физическая культура» и внеурочной деятельности соответствующей направленности, оказанию помощи субъектам Российской Федерации в реализации правовых, организационных, кадровых, содержательных, научно-методических, мотивационных и материально- технических вопросов модернизации данной области образования. В то же время участники Съезда выразили озабоченность отсутствием в настоящее время механизма по экспертному сопровождению процесса развития учебно- методической базы учебного предмета. Подробно обсудив вышеперечисленные вопросы, участники Съезда считают необходимым предложить: 1. Министерству образования и науки Российской Федерации продолжить работу: - по утверждению проекта Концепции и разработки плана мероприятий по ее реализации; - внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом положений проекта Концепции; - совершенствованию организации всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; - совершенствованию системы оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе, системы их аттестации с учетом единых критериев для педагогических работников в области физической культуры; - развитию проекта «Российская электронная школа» в части учебного предмета «Физическая культура»; - по дальнейшему эффективному сотрудничеству с Министерством спорта Российской Федерации по реализации социально-значимых мероприятий – Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!». 2. ФГБУ«Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»: - внести в Минобрнауки России предложения: по организации работы общеобразовательных организаций по оснащению спортивным оборудованием, имеющим сертификат соответствия; о дополнениях в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» в части уточнения требований к профессиональным (специальным) компетенциям, необходимым для выполнения трудовых функций в образовательной организации в области физической культуры, в том числе по адаптивной физической культуре; по вопросам совершенствования качества и эффективности медицинского контроля за уровнем физического развития и состоянием здоровья обучающихся при занятиях физической культурой и спортом; предложения по дополнениям и изменениям в Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, одобренный экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации (протокол от 5 апреля 2012 года № 4) в части количественных норм оборудования по различным видам спорта в соответствии с наполняемостью классов (спортивных секций школьного спортивного клуба), иными характеристиками; - разработать механизм сбора статистических данных и создания соответствующего Перечня об объектах спортивной инфраструктуры в общеобразовательных организациях Российской Федерации (количество и размеры спортивных залов, объектов открытой инфраструктуры); - разработать методические рекомендации: по обновлению содержания учебного предмета «Физическая культура» с учетом утверждения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по формированию у обучающихся общеобразовательных организаций культуры собственной безопасности при занятиях физической культурой и спортом; о разработке Положения о физическом воспитании в общеобразовательных организациях; - разработать примерную рабочую программу (модуль) по учебному предмету «Физическая культура» в части формирования у обучающихся антидопингового мировоззрения», а также методические рекомендации по её реализации для учителей физической культуры; - разработать и утвердить в установленном порядке проект новой редакции Правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях; - внести предложения о создании всероссийской ассоциации учителей физической культуры, как координационного органа по трансляции стратегических государственных акцентов в части модернизации учебного предмета «Физическая культура» и осуществления контроля и помощи регионам по их реализации; - рассмотреть возможность организации очередного Съезда учителей физической культуры на территории Ленинградской области. 4. Региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования: - рекомендовать разработку и утверждение региональных планов (программ) по реализации положений Концепции по итогам ее утверждения; - разработать ряд мер по минимизации рисков травматизма и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, в том числе по причине неисправного или устаревшего оборудования; - предусмотреть средства из регионального бюджета на развитие физкультурно- спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций и приобретение (обновление, пополнение) современного школьного спортивного инвентаря и оборудования; - определить административные механизмы по использованию обучающимися общеобразовательных организаций (на безвозмездной основе) ресурсов физкультурно- спортивных и иных организаций различной социальной направленности и юридической принадлежности в целях расширения интегративных, инфраструктурных и материально- технических возможностей при реализации программ по учебному предмету «Физическая культура», а также популяризации здорового образа жизни и формирования у обучающихся антидопингового мировоззрения; - продолжить работу по развитию сети школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации; - способствовать организации в регионах государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия для решения задач материально-технического обеспечения предмета «Физическая культура», а также организации для обучающихся практик и цикла «профессиональных проб» физкультурно-спортивной направленности; - совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах, с учетом организации постоянно действующего муниципального семинара по обсуждению научных и учебно- методических вопросов по внедрению инновационных предложений в содержание физкультурного образования общеобразовательных организаций (примерно 1 раз в месяц), проведения серии мастер-классов, транслирующих лучший опыт педагогических работников по реализации образовательных программ адаптивной физической культуры, по подготовке обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в сфере физической культуры и спорта, пр., организации курсов повышения квалификации для педагогических работников, занятых в деятельности школьных спортивных клубов (дополнительно для руководителей ШСК - по тематике менеджмента и маркетинга); региональных и муниципальных особенностей и приоритетов в области физической культуры и спорта в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации).
Уважаемые участники
I Всероссийского съезда учителей физической культуры!
С 13 по 14 декабря 2017 года в городе Москва при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялось социально значимое мероприятие - I Всероссийский съезд учителей физической культуры (далее – Съезд), организатором которого был федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».
Программа Съезда предусматривала: пленарное заседание, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития правового, организационного, кадрового, научно-методического, информационного и материально-технического направления учебного предмета «Физическая культура», безопасных условий занятий физической культурой и спортом, медицинского обеспечения образовательной физкультурно-спортивной деятельности, а также работу секций по направлениям физкультурно-спортивной деятельности на площадках общеобразовательных организаций города Москвы, и привлекла внимание более 200 специалистов в области физического воспитания из 61 субъекта Российской Федерации. Участниками Съезда стали представители федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; ведущие учителя физической культуры, специалисты физической культуры и спорта, представители высших учебных заведений и общественных объединений, ученые и практики в области физической культуры и массового спорта России.
Если обратиться к статистике участников, то 8 % молодые специалисты, 7% имеют педагогический стаж 3-5 лет, 5-10 лет стажа у 9%, и 76% -специалисты, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Так же хочется отметить, что 160 и 48 участников Съезда имеют высшую и первую квалификационную категорию соответственно.
Съезд стал дискуссионной федеральной площадкой, где были рассмотрены перспективы модернизации учебного предмета в части повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе преемственности и взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
На Открытие Съезда 13 декабря 2017 года с приветствием к участникам выступили:
Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Роднина Ирина Константиновна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам;
Пирог Дмитрий Юрьевич, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, чемпион мира по боксу среди профессионалов по версии Всемирной боксерской организации (WBO);
Басюк Виктор Стефанович, заместитель президента ФГБУ «Российская академия образования»;
Киселёва Мария Александровна, трёхкратная олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта России;
Чичерова Анна Владимировна, олимпийская чемпионка 2012 года (прыжки в высоту), чемпионка мира и Европы, 8-кратная чемпионка России. Заслуженный мастер спорта России;
Сенников Дмитрий Александрович, экс-игрок сборной России по футболу, чемпион России 2004, 2005 гг., обладатель Кубка России 2000, 2001, 2007 гг. и другие.
Информационную поддержку данного события и его освещение в средствах массовой информации оказывали: главные редакторы «Учительской газеты» - Положевец Петр Григорьевич и Жукунов Евгений Викторович - журнала «Физическая культура в школе», корреспонденты ТАСС (Информационное агенство России), Московского образовательного телеканала, Агентства городских новостей «Москва», «Московского комсомольца».
В первый день съезда состоялось пленарное заседание, где был заслушан ряд докладов по наиболее актуальным вопросам развития физической культуры и школьного спорта в общеобразовательных организациях: о роли уроков физической культуры в жизни подрастающего поколения; о деятельности общественных организаций различной юридической принадлежности, чья деятельность связана с развитием физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков, в том числе объединений профессионального сообщества учителей физической культуры федерального и регионального уровня, а также актуальные вопросы, касающиеся перспектив развития учебного предмета «Физическая культура» в контексте проекта Концепции модернизации данного учебного предмета.
Открыла Съезд Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. В приветствии к участникам Съезда Синюгина Т.Ю. отметила важность и своевременность старта данного мероприятия, как главной площадки для конструктивного диалога Минобрнауки России с педагогическим сообществом учителей физической культуры страны и обозначила круг вопросов, на которые необходимо обратить внимание в процессе работы Съезда, как знаковых в стратегической линии деятельности федерального ведомства и работе образовательных организаций по совершенствованию физического воспитания обучающихся.
Роднина Ирина Константиновна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, выразила глубокое удовлетворение фактом состоявшегося мероприятия и обратила внимание на ряд важных вопросов,
Басюк Виктор Стефанович, заместитель президента ФГБУ «Российская академия образования», главный акцент сделал на важности плодотворного сотрудничества Минобрнауки России и Российской академии образования по ряду направлений, в том числе обновлению содержания учебного предмета «Физическая культура» начального и основного общего образования и разработке проектов Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура»;
Пирог Дмитрий Юрьевич, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, - подчеркнул необходимость внесения изменений в содержание и технологии преподавания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с особенностями современного поколения и их запросами в данной области образования.
С приветственным словом от председателя Общероссийского Профсоюза образования Меркуловой Галины Ивановны к участникам Съезда выступил Шемелев Юрий Григорьевич, заведующий отделом охраны труда и здоровья, главный технический инспектор труда Общероссийского Профсоюза образования.
Петров Андрей Евгеньевич, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, осветил вопросы по реорганизации системы образования и особое внимание уделил:
проекту Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура», её роли и значимости, как главного целевого стратегического ядра в образовательной области физкультурно-спортивного направления;
обязательной взаимосвязи двух государственных документов – Концепции и ФГОС для обеспечения максимальной результативности при будущей их реализации на местах.
В заключении была выражена уверенность в правильности выбранного пути по качественному обновлению содержания уроков физической культуры в общеобразовательных организациях.
Минаев Александр Владимирович, начальник отдела физического воспитания и формирования здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, рассказал об основных направлениях работы ведомства по интеграции общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Федченко Николай Семёнович, директор федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», в докладе «Перспективы развития учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации» последовательно и логично представил направления, вопросы и проблемы, касающиеся работы по расширению возможностей данного учебного предмета для гармоничного развития обучающихся и укрепления их здоровья.
Профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья ФГБОУ МПГУ Кузьменко Галина Анатольевна, проинформировала о последовательной работе, которую проводит университет по подготовке квалифицированного педагогического кадрового состава физкультурно-спортивного профиля для образовательных организаций.
Важность роли физической культуры в вопросах формирования здорового поколения России, актуальность основных направлений проекта Концепции и инновационный научный подход в формировании её содержания представила Цыганкова Ольга Дмитриевна, директор АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер».
Седова Анна Сергеевна, заведующий отделом комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФРАУ "ННПУЗД" Минздрава России, представила статистические данные о состоянии здоровья обучающихся на настоящий момент времени и осветила вопросы и проблемы медицинского сопровождения урока и внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях.
Мирошкина Марина Руслановна, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», акцентировала внимание участников Съезда на психолого-педагогических проблемах обучающихся при организации занятиях физической культурой и спортом в контексте результатов исследования специфических характеристик «цифрового поколения» россиян.
Маевская Татьяна Ивановна, директор ГБОУ ДОД «Центр «Ладога»» Ленинградской области, проинформировала участников Съезда об опыте Ленинградской области по организационному и информационно-аналитическому сопровождению мероприятий по физической культуре с общеобразовательными организациями.
Шеверницкая Марина Александровна, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы Лицей № 1828 «Сабурово», представила варианты организационно-методического обеспечения в обычной городской школе города Москвы, их преимущества, проблемы и пути по их минимизации, в том числе, посредством расширения диапазона образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности.
Олексин Владимир Васильевич, руководитель Департамента по проведению соревнований общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз», в докладе «Реализация проекта «Футбол в образовании» представил положительные стороны системного характера взаимодействия спортивной федерации с Минобрнауки России.
Ломакина Елена Владимировна, исполнительный директор программы «Открытый Мир самбо» Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», специалист международного департамента Международной федерации самбо, опираясь на статистические данные, рассказала о внедрении проекта «Самбо в школу» в общеобразовательные организации Российской Федерации.
Специалисты в области физической культуры и спорта, представители различных общественных и некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности так же выступили перед участниками.
Быканов Николай Степанович, председатель технического комитета ТК 444 «Спортивное оборудование, инвентарь и физкультурно-спортивные услуги», президент СРО «Промспорт», обозначил главные проблемы безопасности при эксплуатации школьного спортивного оборудования и инвентаря (необходимость присвоения категории качества, разработки программы стандартизация, обязательность сертификации).
Положевец Петр Григорьевич, главный редактор «Учительской газеты», затронул вопросы безопасности и рассказал о международном опыте по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организации безопасных условий для обучающихся на уроках физической культуры.
Сидорина Наталия Александровна, председатель ассоциации организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи», посвятила свой доклад образовательным технологиям, способствующим формированию у обучающихся, культуры собственной безопасности, личной ответственности за свою жизнь, здоровье и организацию безопасного пространства своей жизнедеятельности.
Воронов Александр Михайлович, председатель общественной организации «Объединение учителей физической культуры России», предложил вниманию участников Съезда отчётный доклад об итогах деятельности общественной организации «Объединение учителей физической культуры России» за 2016-2017 учебный год.
Чудаев Владимир Александрович, директор КГБОУ ДОД «Краевая детско-юношеская спортивная школа», руководитель Ассоциации учителей физической культуры Красноярского края, представил опыт работы профессионально-педагогического сообщества учителей физической культуры данного региона.
Жукунов Евгений Викторович, главный редактор журнала «Физическая культура в школе», отметив положительные моменты в работе общественной организации «Объединение учителей физической культуры России», указал на несостоятельность данной организации в выполнении координационной, лидерской функции в решении многих вопросов модернизации учебного предмета «Физическая культура».
Федченко Николай Семенович, председатель Совета по вопросам развития физического воспитания в системе Министерства образования и науки Российской Федерации, директор ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», проинформировал участников Съезда о роли Совета по вопросам развития физического воспитания в системе Минобрнауки России в совершенствовании образовательного пространства физкультурно-спортивной направленности.
Первый день работы Съезда завершила дискуссия по основным вопросам, рассмотренным в процессе пленарного заседания Съезда. Наиболее активными участниками дискуссии были представители Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Новосибирской, Томской, Московской, Рязанской областей, Пермского края, г. Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского АО и др.
Работа второго дня Съезда проводилась в формате секционных, практических конференций и мастер-классов по четырем направлениям:
Секция 1 – «Школьный спортивный клуб - конструктивная форма организации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности»(ГБОУ г. Москвы «Школа Глория») включала региональный опыт по организации работы школьных спортивных клубов с позиции качественного использования возможностей внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности для укрепления здоровья обучающихся, развития их мотивации к двигательной активности, в том числе обучающихся с ОВЗ; выявления талантливых детей в спорте и создания условий выбора для занятий физической культурой и спортом в соответствии с личными интересами обучающихся в данной области жизни.
Свой опыт организации работы школьных спортивных клубов представили руководители образовательных организаций и учителя физической культуры города Москвы, города Санкт – Петербурга, города Сочи Краснодарского края, Ставропольского края, Рязанской области, города Севастополя.
Опытом работы по организации уроков физической культуры и внеурочной деятельности в рамках ШСК, как «уроков равных возможностей» с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья поделился Елисеев Максим Владимирович, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа Глория» (школьный спортивный клуб «ПУМА-ЮНИОР»).
Корзунко Полина Юрьевна, заведующий секцией по спортивно-массовой работе ГБОУ «Балтийский берег». г. Санкт-Петербург рассказала об организации спортивно-массовой деятельности в школьных спортивных клубах общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, а Маруков Александр Валентинович, учитель физической культуры Костинской СОШ Рязанской области - об организации спортивно-массовой работы в сельской школе.
Региональный опыт работы школьных спортивных клубов представили начальник отдела дополнительного образования и организации воспитательной работы Управления по образованию и науке администрации города Сочи Краснодарского края Андреева Татьяна Владимировна и старший педагог-организатор ГБОУ ДО «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий» г. Севастополя Шевченко Елена Петровна.
Пикалова Ольга Николаевна, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей Министерства образования и молодёжной политики Ставропольского края, поделилась проблемами и перспективами развития школьного спорта в своём субъекте.
Отдельный акцент был сделан на выступлении специалистов из Российского антидопингового агенства РУСАДА (Кононова Валерия Андреевна, Христенко Евгений Александрович) и их предложении об организации в рамках учебной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности работы по формированию у обучающихся антидопингового мировоззрения.
На Секции 2 – «Педагогическое мастерство учителя физической культуры – залог успеха в мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом» (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян») опытом работы поделились учителя физической культуры-новаторы, добившиеся в своей практике высоких результатов, оптимально используя профессиональные средства, владение спектром образовательных технологий, методов, направленных на воспитание у обучающихся личностных качеств, культуры движения и здоровья, формирование интегративных ключевых компетенций, мотивационно – ценностных ориентиров и повышение престижа здорового образа жизни, физической культуры и спорта из города Москвы, Пермского и Краснодарского края, Московской и Самарской области. Среди выступающих - кандидаты педагогических наук, Почетные работники общего образования Российской Федерации, обладатели гранта Президента Российской Федерации, Заслуженные учителя Российской Федерации, победители окружных этапов Всероссийского конкурса «Учитель Года России».
Дегтярев Евгений Анатольевич, инструктор-методист Московской областной школы - интерната естественно-математической направленности ГОБУ «Физтех-лицей имени П.Л. Капицы», представил рейтинговую шкалу оценок, которая всегда понятна обучающемуся, объективна, конкретна, гласна и имеет ярко выраженный личностно- ориентированный подход.
Учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» Мойсенко Лариса Юрьевна поделилась опытом, как помочь ребенку выработать те личностные качества, которые позволят ему максимально реализовать себя на современном этапе развития общества.
Ефимов Сергей Васильевич, учитель физической культуры МБОУ «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа» Ступинского муниципального района Московской области, проинформировал присутствующих о том, как сформировать у обучающихся интерес к физической культуре в нынешних реальных условиях работы общеобразовательных организаций.
Назарова Яна Вадимовна, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян», поделилась опытом работы использования IT-возможностей школы в работе учителя физической культуры в рамках проекта «Московская электронная школа в работе учителя физической культуры».
С темой «Мастерство и вдохновение учителя как средство формирования мотивации обучающихся к занятиям физической культурой» выступила учитель физической культуры МАОУ средней общеобразовательной школы № 11 имени Шевченко муниципального образования Тимашевского района Краснодарского края Головко Елена Николаева.
Инновационный подход в организации урочной и внеурочной деятельности учителя физической культуры раскрыл Морозов Валерий Павлович, учитель физической культуры МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района Московской области.
Особенности углубленного изучения предмета «Физическая культура» представила Лазарева Ксения Николаевна, учитель физической культуры ГБОУ Самарский спортивный лицей г.о. Самара, председатель учебно-методического объединения учителей физической культуры по г. Самара.
С ходом реализации проекта «Новая гимназия – Мегабайт здоровья» рассказал Коровин Тимофей Андреевич, учитель физической культуры гимназии №17 города Пермь.
Секция 3 – «Интеграция общего и дополнительного образования в образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности» (ГБОУ г. Москвы «Школа 1409») включала представление опыта работы учителей физической культуры регионов Российской Федерации и представителей всероссийских федераций по видам спорта в части интеграции содержания общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности средствами различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи.
Руководитель центра ДПО АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер» Дружинина Юлия Викторовна рассказала о преемственных образовательных программах под редакцией И.А. Винер на основе гимнастики и опыте их реализации.
Всероссийский проект «Цифровые образовательно-спортивные технологии» представила Скаржинская Елена Николаевна, заведующий магистратуры МГАФК, представитель BRICSCESS в России.
Полухина Татьяна Григорьевна, вице-президент, исполнительный директор Федерации фитнес-аэробики России, рассказала о создании условий для обновления технологий физического воспитания и физической культуры системы общего образования средствами фитнеса.
Учитель физической культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Муром Владимирской области, лауреат регионального конкурса лучших учителей Российской Федерации Дашкова Елена Валентиновна поделилась опытом работы по использованию фитболов и акупрессуры на уроках физической культуры для укрепления и сохранения здоровья обучающихся.
Чиброва Наталья Алексеевна, учитель физической культуры МОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов, член Ассоциации учителей физической культуры Московской области «Лидер» системно представила взаимосвязь внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории личностного развития обучающихся.
Главный менеджер отдела спортивных программ ООО «Всероссийская федерация легкой атлетики», судья международной категории IAAF Черкашин Александр Витальевич и заведующий кафедры легкой атлетики ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ Зеличенок Вадим Борисович представили проект «Детская легкая атлетика» как новую форму работы с обучающимися по физической культуре.
Об использовании в преподавании физической культуры спортивных танцевальных направлений на основе акробатического рок-н-ролла ярко и интересно рассказал президент региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация акробатического рок-н-ролла Московской области» (РОФСО ФАРР МО) Марков Матвей Эдуардович.
Корольков Алексей Николаевич, доцент кафедры физического воспитания и спортивной тренировки ПИФК (ГАОУ ВО МГПУ) представил возможности использования ресурсов вида спорта «Гольф» в общем и дополнительном образовании.
О реализации всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях рассказали учителя физической культуры Куров Дмитрий Иванович (МОУ Кувшиновская СОШ №1 Тверской области) и Карл Любовь Ивановна (МБОУ СОШ №16 поселок Красносельский, Гулькевичский район Краснодарского края).
Ведущий научный сотрудник центра управления инновационными проектами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Смирнов Дмитрий Витальевич поделился опытом работы по формированию функциональной грамотности на уровне начального общего образования средствами спортивного туризма.
В итоговой секции «Урок физической культуры – опыт, современность, инновации» (ГБОУ города Москвы «Школа 1409») с приветственными словами к участникам Съезда обратились:
Чичерова Анна Владимировна, олимпийская чемпионка 2012 года (прыжки в высоту), чемпионка мира и Европы, 8-кратная чемпионка России. Заслуженный мастер спорта России;
Сенников Дмитрий Александрович, экс игрок сборной России, чемпион России 2000, 2001, 2004 гг., обладатель Кубка России 2000, 2001, 2007 гг.;
Ильичёва Ирина Викторовна, директор ГБОУ г. Москвы «Школа 1409», депутат Московской городской Думы,
Щитов Кирилл Владимирович, депутат Московской городской Думы, председатель комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике.
В спортивном зале участникам Съезда были представлены показательные выступления студентов ГОУ ВО МО МГОУ и обучающихся общеобразовательных организаций города Москвы по чирлидингу, акробатическому рок-н-роллу и фитнес-аэробике, а также опыт совместной работы всероссийских спортивных федераций по видам спорта и общеобразовательных организаций.
Присутствующие смогли попробовать свои силы в мастер-классах и флэшмобах, которые проводили ведущие специалисты спортивных федераций по таким направлениям, как:
- легкая атлетика (Черкашин Александр Витальевич, главный менеджер отдела спортивных программ ООО «Всероссийская федерация легкой атлетики», судья международной категории IAAF);
- фитнес-аэробика (Кузьмина Наталья Александровна, учитель физической культуры ГБПОУ города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс», Рахманенко Мария Михайловна, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа №2129», Сафонова Марина Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Спортивный педагогический колледж Москомспорта»;
- гольф (Жеребко Денис Станиславович, вице-президент ООО «Ассоциация гольфа России», Константин Константинович Сокол, директор школьной программы Ассоциации гольфа России, Цветков Сергей Владимирович, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа №1575», тренер по гольфу, Павел Иванович Котляров, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа №1409»);
- самбо (Карл Любовь Ивановна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №16 поселок Красносельский, Гулькевичский район Краснодарского края, Саломаткин Денис Александрович, педагог дополнительного образования АНОО «Школа при Андреевском монастыре»);
- футбол (Сенников Дмитрий Александрович, экс игрок сборной России, чемпион России 2000, 2001, 2004 гг., Баркова Валентина Владимировна, мастер спорта по футболу, игрок сборной России 1992-1999 годов, тренер сборной Москвы; Машина Олеся Николаевна, мастер спорта международного класса, Чемпионка Европы, тренер Национальной женской сборной команды России по футболу, Астапенко Анна Викторовна, мастер спорта международного класса, серебряный призер Всемирной Универсиады 2007 года, Букурова Татьяна Владимировна, начальник отдела массового футбола РФС;
- акробатический рок-н-ролл (Марков Матвей Эдуардович, президент региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация акробатического рок-н-ролла Московской области» (РОФСО ФАРР МО).
В завершении работы итоговой секции Юрин Антон Николаевич, руководитель российского сообщества «Джаст-дэнс» и Скаржинская Елена Николаевна, заведующий магистратуры МГАФК, представитель BRICSCESS в России, представили международный опыт интерактивного киберспортивной дисциплины «Just dance». Новая форма танцевальной двигательной активности вызвала большой интерес у участников съезда, не зависимо от возрастной категории.
Подвёл итоги работы Съезда Петров Андрей Евгеньевич, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, где отметил высокий организационный уровень проведения Съезда, большой диапазон содержательного наполнения программы и актуальность представленных докладов; конструктивность и полезность обмена профессиональным опытом на тематических секциях второго дня работы Съезда; конструктивность взаимодействия во время работы Съезда представителей Минобрнауки России и учительского сообщества; важность и актуальность предложений в проект Резолюции Съезда, внесённых в период его работы.
Также он выразил уверенность в профессиональной состоятельности педагогического сообщества учителей физической культуры в предстоящей работе по реализации задач и направлений Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации и поддержал предложение, неоднократно прозвучавшее в процессе работы Съезда, о создании Ассоциации учителей физической культуры.
Открытое голосование участников Съезда за проект Резолюции Съезда прошло единогласно.
По итогам работы Съезда представители Минобрнауки России поблагодарили всех присутствующих в зале за активное и конструктивное участие в мероприятиях Съезда, пожелали сообществу учителей физической культуры и специалистов в области физической культуры и спорта новых свершений, достижений и интересных творческих находок в их профессиональной деятельности и выразили надежду на дальнейшее продуктивное сотрудничество.
ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» благодарит: представителей Министерства образования и науки Российской Федерации; руководство Департамента образования города Москвы; ректора ГОУ ВО МО МГОУ Хроменкова Павла Николаевича, директоров общеобразовательных организаций: Патрикееву Ирину Джолдошевну (ГБОУ г. Москвы «Школа Глория»), Мартынову Елену Васильевну (ГБОУ города Москвы «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян»), Ильичёву Ирину Викторовну (ГБОУ г. Москвы «Школа 1409» и их педагогические коллективы; спикеров-участников пленарного заседания и тематических секций за активную позицию и помощь в организации и проведении I всероссийского съезда учителей физической культуры, профессиональный подход и проявленный интерес к сфере физической культуры и спорта в системе образования и надеется, что такая форма деятельности для специалистов физкультурно-спортивного профиля будет полезна и эффективна, а дальнейшее плодотворное сотрудничество явится стимулом для новых свершений и откроет блестящие перспективы для развития учебного предмета «Физическая культура» и физического воспитания в целом.
Предлагаем Вам ознакомиться с презентационными и фото материалами Съезда:
презентации пленарного заседания https://drive.google.com/open?id=1p5dp2hby5392OKhlOO2Ib-tdJHNLZBCh
презентации секции 1 https://drive.google.com/open?id=1tUbb-GEuxDjODdhs3yYN3Y8rJmq5cI4A
фото пленарного заседания https://drive.google.com/open?id=1ATALVYs8CtjwWXDRcZKfw52PfinEMLBB
презентация секции 2 https://drive.google.com/open?id=1fUwOfyJuqCFgONHeBRkOnwzwOlxfXnGo
фото секции 1 https://drive.google.com/open?id=1TYMhdvAciUaOErbl0yLa9FqdA-m-gZ7x
фото секции 2 https://drive.google.com/open?id=1Fe9d1oKdnq46Gl1mCCVLww8zfHtHOjE4
фото секция 3 https://drive.google.com/open?id=1MEDufkFVl0JGgRyZ4LIDybSU3osaSGvp
В городе Москве в период с 13 по 14 декабря 2017 г. состоится I Всероссийский съезд учителей физической культуры (далее – Съезд), организатором которого является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» при поддержке Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Участниками Съезда станут учителя физической культуры общеобразовательных организаций, представители заинтересованных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных общественных организаций учителей физической культуры, всероссийских федераций по видам спорта, общественных и некоммерческих организаций и другие категории педагогических работников в сфере физической культуры и спорта
Целью проведения Съезда является консолидация профессионального, интеллектуального и социально-общественного потенциала педагогического сообщества физкультурно-спортивного профиля, осуществляющего деятельность по реализации приоритетных направлений развития учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с социальными запросами общества и стратегическими задачами развития образования Российской Федерации.
Съезд станет дискуссионной федеральной площадкой, на которой будут рассмотрены перспективы модернизации учебного предмета «Физическая культура» в части повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциалав общеобразовательных организациях на основе преемственности и интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
В программу съезда включены такие мероприятия, как:
- пленарное заседание с обсуждением приоритетов государственной политики в сфере образования, основных направлений и механизмов, обеспечивающих развитие нормативно-правого, организационно-управленческого, материально-технического, научного, информационного, программно-методического и кадрового обеспечения процесса модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации;
- создание Ассоциации учителей физической культуры России;
- работа секций по направлениям физкультурно-спортивной деятельности на площадках общеобразовательных организаций города Москвы:
Секция 1 «Школьный спортивный клуб – конструктивная форма организации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности»;
Секция 2 «Педагогическое мастерство учителя физической культуры – залог успеха в мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом»;
Секция 3 «Интеграция общего и дополнительного образования в образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности»;
Итоговая Секция «Урок физической культуры – опыт, современность, инновации» (инновационная деятельность в учебном предмете «Физическая культура» с использованием ресурсов различных видов спорта).
Адрес проведения Съезда: г. Москва, Министерство образования и науки Российской Федерации (ул. Люсиновская, д. 51, 3 этаж - актовый зал), образовательные организации г. Москвы (по согласованию).
Контактная информация ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»:
Адрес: г. Москва,ул. Семёновская наб., д. 3/1 корп. 4;
Телефон: 8 (495) 360-84-56,8 (495) 360-72-46;
e-mail: fcomofv@mail.ru;
Контактное лицо: Анисимова Марина Вячеславовна.