ММСО-2016
МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2016
(ММСО-2016)
ПОСТ-РЕЛИЗ
ФГБУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Физическая культура – историческое и культурное наследие, современность и образ будущего
Образовательно – презентационная программа Федерального организационно-методического центра организационно – методического обеспечения физического воспитания в рамках Московского международного салона образования – 2016.
Вопросы физического воспитания молодого поколения все больше становятся в центр внимания общества.
Образование является одним из социальных институтов направленных на решение задач по укреплению здоровья, физическому воспитанию личности, а также формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
В настоящее время в образовательных организациях данная работа ведётся безсистемно, используя ресурс мотивированных детей, а 70% обучающихся находятся в положении «аутсайдеров», их процесс двигательной активности затрагивает только по касательной или вообще не затрагивает (анализ данных мониторингов).
Почему так происходит? Ответов, к сожалению, много и мы часто о них говорим - это слабая материально-техническая база, снижение уровня здоровья школьников, поглощение молодёжи гаджетами, дефицит профессиональных кадров и многое другое.
Но одной из самых приоритетных проблем в системе физического воспитания является архаизм самого процесса.
Опираясь в физическом воспитании на традиционные ценности, мы не должны забывать о необходимости развивать и включать в процесс новые подходы и механизмы воспитания.
Актуальность данной проблемы была представлена педагогическому сообществу в рамках работы Московского международного салона образования - 2016.
В течении 4 дней обсуждались острые вопросы с представителями министерства образования и науки Российской Федерации, с руководством всероссийских и международных общественных организаций по видам спорта, профессиональными спортсменами, представителями муниципальных и региональных органов управления, учителями физической культуры и педагогами дополнительного образования из разных уголков России, а также студентами кафедры физического воспитания Московского государственного областного университета.
Вниманию участников была представлена концепция «Физическая культура – историческое и культурное наследие, современность и образ будущего» с позиции презентационно – образовательных программ, основанных на видах спорта, как средстве воспитания подрастающего поколения. Модератором работы деловой программы выступила руководитель Федерального ресурсного центра инновационного развития физического воспитания ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Ломакина Елена Владимировна.
Секция «Гимнастика в школу» - гармоничное развитие личности
Одним из первых презентованных проектов был «Гимнастика в школу» - гармоничное развитие личности, который отражал историю и фундаментальность физической культуры. Одной из проблем, обсуждаемых в ходе секции это – нивелирование формированием философии жизни подрастающего поколения, приобретения ими здоровых привычек, организацией правильного физического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. С физиологической точки зрения, это одно из важнейших направлений в данном возрасте, так как в соответствии с сенситивными периодами, наиболее активно начинают развиваться: гибкость, координация и быстрота. Начинает формироваться костная основа, а, следовательно, нужны такие программы, которые позволят естественным, но эффективным способом помочь развитию этих физических качеств, не нанести ущерб естественному ходу развития. Сегодня мы можем качественно изменить здоровье наших детей, дав им возможность получить знания и навыки гимнастики на уроке физической культуры.
В обсуждении данной проблемы приняли участие Ольга Дмитриевна Цыганкова, член Экспертного Совета при Правительстве РФ, директор АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер»; Елена Анатольевна Мурзина, чемпионка Олимпийских игр по художественной гимнастике в Афинах; Дмитрий Анатольевич Кувичка, заведующий Центра физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы» и Ольга Рычеева, методист по физической культуре издательства «Просвещение».
Для участников секции было продемонстрировано практическое применение программного материала на примере одной из воспитанниц АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер», а также организована деловая игра по теме: «Педагогическая практика и предпосылки модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура».Организаторами выявлены общие проблемы по модернизации процесса физического воспитания и представлены пути решения.
Секция «Школьный гольф» - спорт для всех
Программа секции посвящена современной физической культуре, её прогрессу в оздоровительном и культурном воспитании подрастающего поколения. Данный проект совместно с ФЦОМОФВ презентовала Ассоциация гольфа России «Школьный гольф» - спорт для всех, направлен на развитие массового спорта в школьной среде и реализуется при поддержке программы Олимпийского комитета России «Олимпийская страна». В настоящий момент к проекту присоединились 127 школ из 17 регионов РФ, как в рамках гранта ОКР, так и при поддержке Ассоциации. На сегодняшний день гольф развивается в рамках общего и дополнительного образования, а также через секции гольфа в школьных спортивных клубах. В день открытия Московского международного салона образования Ассоциация гольфа России (Кочетков А.В. директор АГР) и (Федченко Н.С., директор ФГБУ «ФЦОМОФВ») состоялась официальная церемония подписания соглашения о сотрудничестве, что позволит образованию выйти на новый вектор развития. Далее спикеры программы Денис Жеребко, вице-президент АГР и Алексей Корольков, доцент кафедры физического воспитания и спортивной тренировки Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ выступили с докладом об основных тенденциях развития гольфа в образовании и презентацией программы «Школьный гольф – спорт для всех», далее все желающие смогли принять участие в мастер-классе по гольфу. По окончании работы секции участники проявили заинтересованность в реализации проекта и выдвинули предложения по эффективному внедрению гольфа в образовательные организации.
Секция «Самбо в школу» - историческое и культурное наследие нашей страны
Одной из самых ярких и обсуждаемых тем секций стал Всероссийский проект «Самбо в школу» - историческое и культурное наследие нашей страны.
Открыл данную секцию Николай Семёнович Федченко, директор ФГБУ «Федеральный центр организационно–методического обеспечения физического воспитания» представив аудитории значимость самбо в системе образования и координационную деятельность Федерального Центра по реализации данного проекта, а также официально поблагодарил партеров за плодотворную совместную деятельность.
Далее выступил Александр Владимирович Канаков, старший тренер сборной команды России по боевому самбо, ОФ-СОО «Всероссийская федерация самбо», который представил масштабность и необходимость проекта в современной социальной обстановке.
Константин Евгеньевич Бирюков, начальник методического отдела ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» поделился с участниками многолетним опытом работы по данному направлению, представил исторические факты и результаты современного этапа развития «Самбо-70».
Одним из авторов, Сергеем Евгеньевичем Табаковым, исполнительным директором международной федерации Самбо(ФИАС), руководителем научно-методической комиссии ОФ-СОО «Всероссийская федерация самбо», профессором кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ был презентован программно — методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо, а также продемонстрированы методические видеоролики по обучению школьников элементам самбо.
В течении учебного года в субъектах Российской Федерации проходила апробация проекта «Самбо в школу», были организованы форумы с руководителя образовательных организаций, учителями и педагогами дополнительного образования, организован и проведён Всероссийский день самбо с общим количеством участников более 2000 школьников системы образования, апробирован программно-методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо, а также разработан и апробирован проект нормативных требований на бронзовый, серебряный и золотой знаки отличия по ««Самозащите без оружия»» IV–VI ступеней ВФСК ГТО. Результаты организационной работы на уровне субъекта по данному проекту представили: Константин Борисович Демчук, руководитель ГБУ Краснодарского края «Центр развития физической культуры и спорта системы образования» и Ромуальд Аркадьевич Кемза, заместитель по воспитательной работе директора Института физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», результаты организационной работы на уровне муниципального образования представила Людмила Петровна Позднеева, начальник управления образованием муниципального образования Гулькевичского района.
Основные вопросы от аудитории пришлись учителям физической культуры — участникам апробации Елене Николаевне Крокуль, учителю физической культуры ГБОУ кадетской школе-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» муниципального образования Курганинского района Краснодарского края и Олегу Евгеньевичу Полину, учитель физической культуры Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Карелия кадетской школы-интерната «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», которые поделились своим опытом и представили рекомендации.
Участникам секции был продемонстрирован мастер — класс по самбо спортсменами спортивной школы №114 «Рекорд» Ломакиным Александром и Ивановым Никитой, который показал богатый арсенал легкоатлетических и гимнастических упражнений, а также технических элементов самбо, используемых в образовательном процессе.
Подвёл итог секции Вениамин Шаевич Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, представив аудитории актуальность и востребованность вопроса развития и популяризации борьбы самбо в Российской Федерации, подчеркнув, что мы воспитываем не спортсменов высших достижений, а молодое поколение, обладающее духовно – нравственными ценностями, культурой здорового и безопасного образа жизни, способного ценить подвиги праотцов, при необходимости быть защитниками своего Отечества, а также достойных носителей русской культуры.
Мы надеемся, что данный проект будет востребован во всех образовательных организациях Российской Федерации и национальная система воспитания на основе самбо будет только объединять человеческие ресурсы и расширять географию участников, способствовать продвижению русской культуры как в нашей стране, так и за рубежом.
Секция «Современные спортивные залы в сельские школы»
Создание условий для занятий физической культуры и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности – государственный проект, который реализуется уже два года.
На секции «Современные спортивные залы в сельские школы» Николаем Семёновичем Федченко, директором федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания были озвучены итоги работы за 2014-2015 год.
«Этот проект имеет огромное значение для развития, прежде всего, массового спорта, а это – одно из приоритетных направлений нашей работы», - уверен начальник отдела физической культуры, спорта и здорового образа жизни Минобрнауки РФ Минаев Александр Владимирович, «Главная цель – не просто создать условия для занятий физической культурой, но и сформировать потребность у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового и безопасного образа жизни».
Решая вопрос о капитальных ремонтах в общеобразовательных организациях, власти региона обычно обращали внимание на городские или районные школы, потому что количество учащихся в них гораздо больше. Сельские же школы со временем приходили в упадок. О закупке спортивного снаряжения и оборудования для учащихся на селе не было и речи. Педагоги, работающие на селе, уверяли: из-за того, что некоторые спортивные залы в сельских школах оборудованы меньше минимума, занятия физической культурой порой доходят до примитивизма. Отсутствие ресурса у учителей, которые не могут внедрять современные программы обучения, нет мотивации и у детей. Для них физкультура становится бесполезным обременительным занятием. А ведь спорт должен заряжать позитивным настроением и энергией!
Благодаря данной программе в субъектах Российской Федерации были отремонтированы 2423 спортивных зала, перепрофилировано 189 имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом, создано 2785 школьных спортивных клуба, было построено и оборудовано 911 открытых плоскостных спортивных сооружений на территории общеобразовательных организаций.
Настоящая программа предназначена не только для детей, но и для всех жителей территорий, потому что заниматься физкультурой и спортом кроме как в школе – социокультурном центре села – им, как правило, больше негде.
Совместно с Минобрнауки России Федеральным Центром была отмечена активная и наиболее эффективная работа 6 субъектов Российской Федерации, наилучшим образом реализовавшие данный проект в регионах, которые приехали поделиться опытом с коллегами Эдгар Янисович Иванс, директор комплексной детско-юношеская спортивной школы Калининградской области; Рашит Рушанович Каримов, начальник управления по физическому воспитанию учащихся и подготовке олимпийского резерва Республики Башкортостан; Айдар Маратович Каюмов, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан; Ольга Генриховна Антонова, начальник департамента образования Ивановской области; Ольга Ивановна Хоботова, начальник отдела целевых программ и исполнения государственного заказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи; Нина Ивановна Жерко, директор «Оренбургской областной детско-юношеской спортивной школы».
Государственный проект «создание условий для занятий физической культуры и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности» продлиться до 2020 года. Мы надеемся, что органы власти субъектов России будут внимательно изучать опыт перспективных регионов и предоставлять нашим школьникам самые лучшие и самые современные условия для занятий физической культурой и спортом.
Секция Социальный проект «Всероссийские спортивные соревнования школьников Президентские состязания»
Одна из социально – значимых, актуальных и широко обсуждаемых проблем «Всероссийские спортивные соревнования школьников Президентские состязания» затронула всю профессиональную общественность.
Опыт поколений, традиции, сформированные десятилетиями, высокая результативность крупномасштабного мероприятия на сегодняшний день подвергается посягательствам со стороны чиновников, которые подменяют мощный воспитательный и образовательный потенциал Президентских состязаний на инструмент замера через Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс ГТО.
Два важнейших Государственных проекта с абсолютно разными целями и задачами смешиваются, тем самым дискредитируя всю систему физического воспитания, а учитель физической культуры образовательной организации становится заложником непонимания чиновников. На сегодняшний день забыта одна простая истина «Сначала посади зёрнышко, полей, удобри, обеспечь солнечным светом, теплом, собери колоски, а потом измеряй получившийся урожай», а сейчас стремительными темпами переворачивается всё с ног на голову.
Данную проблему и её актуальность представил Николай Семёнович Федченко, директор ФЦОМОФВ, далее об истории и большом охвате обучающихся, не имеющих аналогов в России по количеству участников и разносторонности программы мероприятия познакомила участников Ирина Анатольевна Кашеварова, заместитель директор ФЦОМОФВ. Далее поддержав общую позицию по данному вопросу представил опыт региона и опыт главного судьи Всероссийского этапа Президентских состязаний Юрий Викторович Перегудов, директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно- образовательный (спортивный) центр", также собственный опыт по организации и проведению регионального этапа представил Вячеслав Михайлович Виноградов, заместитель директора МБУ ДО ДЮСШ г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. В ходе дискуссии был представлен опыт Башкортостана по развитию данного направления в регионе, который представил Рашит Рушанович Каримов, начальник управления по физическому воспитанию учащихся и подготовке олимпийского резерва Республики Башкортостан. В процессе дискуссии были выявлены проблемы и предложены пути решения для всех категорий слушателей. Основная позиция участников данной секции это - сохранение традиций, распространение накопленного опыта перспективных регионов, объединение усилий для повышения уровня проведения всех этапов мероприятия, а также дальнейшего развития социально – значимых мероприятий «Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников Президентские состязания и Президентские спортивные игры».
Секция «Футбол в образовании» - доступность, современность, массовость.
Физическая культура - история или современность, когда речь идёт о футболе. Футбол в образовании - это проект, который будет существовать всегда, вне зависимости от современных трендов. Говоря о футболе, мы чаще всего представляем секцию дополнительного образования или спортивные соревнования, а футбол это прежде всего подвижная игра с мячом, одна из самых популярных, массовых и доступных игр как в нашей стране, так и во всем мире. Обучение футболу начинается с дошкольного возраста, когда игра является ведущим видом деятельности и продолжается в течении всего этапа обучения, так как является одним из важнейших воспитательных институтов, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Первый вице-президент Российского футбольного союза Никита Павлович Симонян открывая секцию «Футбол в образовании», поделился с участниками информацией о подготовке к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и многолетним опытом развития футбола в России, определил несколько актуальных проблем - это отсутствие культуры болельщиков, нереализованность образовательных программ на основе футбола в рамках урочной деятельности и снижение активности регионов по участию в массовых мероприятий по футболу.
Решение одной из проблем было предложено Мариной Вячеславовной Анисимовой, заместителем директора ФЦОМОФВ, которая презентовала целый комплекс образовательных программ по физическому воспитанию на основе футбола, рекомендованных экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания для реализации в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Практический мастер – класс с детьми дошкольного и младшего школьного возраста продемонстрировали Оськины Владимир Алексеевич и Ирина Евгеньевна, педагоги ГБОУ города Москвы «Лицей №1557» ЗелАО.
По итогам мастер – класса свои пожелания по реализации программ высказал автор учебно – методического комплекса - Валерий Андреевич Круглыхин, который напутствовал всех на успех в воспитании подрастающего поколения средствами популярнейшей игры – футбол.
Историю своих побед, рекомендации и важные аспекты по мотивации детей участникам секции представил - Алексей Геннадьевич Смертин, экс-капитан сборной России по футболу.
По окончании мастер – класса в дар, для пополнения коллекции «музея мяча лицея №1557» представители РФС передали 3 футбольных мяча с подписью знаменитых людей: Никита Павлович Симонян, Алексей Геннадьевич Смертин и Александр Багратович Мирзоян.
По окончании практической части Николай Семёнович Федченко, директор ФЦОМОФВ, поблагодарил представителей РФС за сотрудничество и представил стратегию дальнейшего взаимодействия. Нацелил представителей регионов на включение в программу развития футбола, создание школьных спортивных клубов и участие в массовых мероприятиях по футболу.
Далее Роман Анатольевич Гусев и Сергей Альбертович Симкачёв представители Российского футбольного союза напомнили участникам о традиционных Всероссийских массовых мероприятиях, проводимых совместно с Минобрнауки России, по футболу «Кожаный мяч», «Мини-футбол в школу», а также «Золотой колосок» для детских сельских команд, «Будущее зависит от тебя» для команд детских домов и школ-интернатов, и самое массовое и популярное мероприятие «День массового футбола».
Футбол – самая демократичная и доступная игра, которая в большей степени, чем любой другой игровой вид спорта, позволяет сочетать коллективизм и демонстрацию индивидуальных качеств. Положительное влияние массового футбола на все возрастные и социальные группы граждан не вызывает сомнений. Это эффективный способ привлечения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, ведению активного и здорового образа жизни. Футбол, больше чем игра!
Секция «Интеллектуальные игры – шаг в будущее!»
Физическая культура – это учебный предмет, являющийся частью физического воспитания в целом, который направлен решать приоритетные задачи Государства, увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания и многие другие. Возникает вопрос, а причем здесь интеллектуальные игры?
Интеллектуальные игры — это основа развития тактического мышления, формирования личности и творческих способностей обучающихся.
В соответствии с этим развитие интеллектуальных игр в образовательных организациях является одним из важных компонентов физического воспитания. Следует учитывать, что на современном этапе интеллектуальные игры бурно развиваются, совершенствуются и продолжают завоёвывать пространство спорта, увеличивая число официальных видов спорта: наряду с традиционными шахматами и шашками, сейчас функционируют го, нарды, бридж, рэндзю, бразильские шашки, киберспорт и др.
Спорт – организованная по определённым правилам активность людей, направленная на сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей путем проведения соревнований. Задача образовательной организации – гармоничное развитие личности, а значит баланс физической и интеллектуальной активности обучающихся. В рамках физического воспитания существует ряд форм организации деятельности обучающихся для решения этих задач.
Об основных тенденциях развития интеллектуальных видов спорта в системе образования дискуссию вели: Елена Владимировна Ломакина, руководитель Федерального ресурсного центра инновационного развития физического воспитания ФГБУ «ФЦОМОФВ», Инна Станиславовна Бегун, методист ФГБУ «ФЦОМОФВ», Елена Николаевна Скаржинская - заведующий отделом магистратуры ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», руководитель проекта «Интеллиада» и Александр Федорович Горбаченко– президент Всероссийской Федерации компьютерного спорта России. По данному вопросу индивидуальные консультации и практические решения совместно с Федеральным центром ОМО физического воспитания проводили: кафедры теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта. Артем Сергеевич Винокуров - паралимпийский комитет города Москвы; Дмитрий Вячеславович Смит - соучредитель ООО «ИнтеллектСпортОбразование"; Антон Валентинович Кузин - директор Русской шахматной школы; Павел Асланбекович Софьин - директор СДЮСШОР муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области (МУДО СДЮСШОР); Марина Васильевна Макарова - заведующая Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 1720 "Новости"; Оксана Николаевна Гураль - представитель Межрегионального межотраслевого профессионального союза работников интеллектуальных видов спорта; Дарья Александровна Ткаченко - четырёхкратная чемпионка мира по шашкам, член комиссии по этике Всемирной федерации шашек (FMJD).